.
.

<<<
назад


Проблемы воровства в детском возрасте


Обучающий семинар





1. Введение.



Воровство относится к одному из видов девиантного поведения,
когда действия ребенка не соответствуют официально установленным
нормам.

Причины возникновения воровства могут быть различными: это и
резкие изменения, происходящие в обществе, ситуации, когда ослабевает нормативный контроль, негативные социальные оценки ребенка,
стрессы, внутри личностные и межличностные конфликты, личностные
особенности ребенка.

Важно знать и понимать причины воровства, чтобы вовремя
оказать психологическую поддержку и помощь ребенку, у которого
есть проблемы в поведении.





Цель семинара:

Дать представление о проблеме воровства, способах профилактики
и коррекции в детском возрасте.



Основные задачи семинара:

- раскрыть цели и причины воровства;

- дать представление о методах оказания помощи ребенку,
совершившему воровство;

- дать представление о психологической коррекции воровства.





Семинар рассчитан для решения проблемы воровства у детей
7 – 12 лет. Форма проведения – лекционный материал.

Заинтересованность слушателей-педагогов является необходимым условием для
создания атмосферы доверия, доброжелательности,
положительных эмоций в деле разрешения такой неоднозначной
проблемы как детское воровство.





Учебно-тематический план занятия.



1. Цели, мотивы и причины воровства.

2. Профилактика детского воровства.

3. Методы оказания психологической помощи при «остром» и
«хроническом» воровстве.

4. Методы оказания помощи воспитателями ребенку в ситуации обнаружения
совершенного воровства.

5. Психологическая коррекция воровства.







I. Цели, мотивы и причины воровства.



Определение воровству дать сравнительно легко – это действие,
направленное на присваивание чужих вещей. В числе факторов,
побуждающих к воровству, большое место занимают неспецифические мотивы, то есть
не однозначно определенные.

Чаще всего мотивы воровства определяются следующими тремя
большими классами причин:

- сделать благо себе;

- сделать приятное другим и тем заслужить их хорошее отношение;

- «за компанию» - воровство совершается совместно группой, не для
обогащения, но на основе желания быть принятым группой,
соответствовать ее нормам.

 

 


1. Рассмотрим класс мотивов «сделать благо себе».



# «Импровизация» - импульсивное побуждение украсть, появляется
В момент, когда имеет место хотя бы одно из условий:

- ребенок видит чужую вещь, которая привлекает его внимание;

- ребенок находится рядом с чужой вещью.

# Медленно формирующееся желание взять чужую вещь. Превращается
это желание в конкретное побуждение чаще всего под влиянием конкретных

благоприятных условий.

# Желание отомстить конкретному человеку или «всем сразу». Такое
Побуждение к воровству связано с четким пониманием ребенком негативного
социального характера этого действия.

 


 


2. Рассмотрим класс мотивов побуждающих к воровству «сделать благо
другим».

# Это побуждение принести понравившуюся вещь значимому человеку
(другу, брату, матери) с тем, чтобы доставить ему удовольствие. Такое

желание часто связано с незнанием того, что воровство может быть неодобрено окружающими людьми.

# Часто побуждение украсть чужую вещь, связано с тем, чтобы иметь средства
заплатить за дружбу и внимание к себе сверстников.

 


 


3. Основанием для появления мотивов, связанных с пониманием асоциального
значения воровства являются, прежде всего, личностные
факторы:

- Личностные позиции (они могут быть неосознанны ребенком):

а) «мне никогда не купят такую вещь»;

б) «я не имею права просить поиграть с этой вещью».



- Чувство одиночества, обиды, отчаяния, отсутствие силы «Я» -
отсутствие ответственности и самостоятельности.



- Неумение открыто выражать желание, добиваться цели. Застенчивость
и страх в ситуации открыто попросить о том, что является предметом
желаний. Отсутствие уверенности в себе.



- Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением,
неумение противостоять импульсивным побуждениям, возникающим под влиянием особенностей сложившейся ситуации.



- Отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности, позволяющей
выходить из сложных ситуаций.



- Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать
последствие собственных действий. Ребенок может знать, что воровать

«нельзя», но в определенный момент «отвлекается» от этого и совершает
действие так, как если бы не знал о его последствиях.



- Неумение откладывать собственные желания «на потом». Невозможность
проявлять терпение в ситуациях препятствия или лишения. Ребенок

существует «здесь – и - теперь» и думает, что, если сейчас он не получит
желаемую вещь, то не получит он ее никогда! И не возможна никакая

компенсация!



Описанные причины появления мотивов воровства, в свою очередь,
имеют основания – межличностные отношения, прежде всего в семье,
в группе.

 


 


II. Профилактика детского воровства.



В качестве мер предупреждения воровства можно предложить
следующее:



- Не провоцировать ребенка, не оставлять его с чужой вещью, не проявлять постоянную тревожность относительно того, что ребенок может совершить
воровство. Главное не транслировать ребенку такую
тревогу, не «наказывать заранее».



- Спокойно отвечать на вопросы ребенка о воровстве, о предположениях его о том, что произойдет, если он возьмет чужую вещь. Четко
объяснить нежелательность поступка и его последствия.



- Не остро эмоционально, а спокойно и четко реагировать на любые
стремления ребенка взять чужую вещь. Это относится и к любым предметам,

случайно найденным на улице или в транспорте.
Подобные действия являются «пред воровством», они не всегда привлекают внимание
учителей, воспитателей и родителей, и могут перерасти в настоящее воровство.

- Запрещение воровства должно сочетаться с некоторой «личностной
компенсацией».

Если ребенок «тянется» к чужой вещи, то необходимо не просто
четко запретить ему это, но, прежде всего, оказать эмоциональную
поддержку.

У ребенка система саморегуляции личности в критической ситуации только начинает формироваться, она не является врожденной, поэтому
необходимо научить ребенка справляться с трудной ситуацией.

- Осуществить «вещественную компенсацию» лишения ребенка
чужой вещи. Сделать это целесообразно не в самой ситуации запрета,
но несколько позже, когда ребенок успокоится после запрета.

«Вещественная компенсация» может предотвратить повторное
желание ребенка взять понравившуюся вещь, в отличие от «личностной компенсации», которая способствует преодолению личностной
фрустрации, порожденной запретом взрослого на действия ребенка.



- Предотвратить или устранить чувство заброшенности и
одиночества у ребенка. Это чувство связано с переживанием обиды,
желанием отомстить и компенсировать себе недостаток любви и
внимания других людей. Подобные переживания обуславливают
многие девиантные действия, имеющие целью либо привлечь внимание,
либо получение приятных ощущений и положительных эмоций,



Часто из источников, которые не одобряются другими людьми
(в следствии того, что про социальные источники оказываются закрытыми).



- Обучение ребенка навыкам высказывания просьбы поиграть с чужой
вещью или посмотреть ее.

 


 


4. Методы оказания психологической помощи при «остром» и «хроническом»
воровстве.



«Острое воровство» - это обнаружение взрослым серьезного, первого,
по их мнению, случая детского воровства. Психологическая помощь
здесь традиционна (кратко):



- Установления запрета на воровство.

- Возложение ответственности на ребенка за совершение действия и
устранение его последстий.

- Выявление и устранение причины воровства (при «остром» воровстве она
оказывается легко устранимой, связанной с конкретной ситуацией, например,
недавно произошедшем конфликтом с приятелем).



«Хроническое» воровство может протекать в различных условиях:

1) Родители (воспитатели) знают о действиях ребенка, но ему не сообщают о
воровстве, надеясь на то, что ребенок сам исправится
(или по другим причинам, например, не уверены, что это он).



- Прежде всего, сообщить информацию ребенку о социальной оценке воровства и
четко сказать ему о необходимости исправления последствий действий.

- Работа по устранению причин. Если воровство «хроническое», то
причины чаще всего оказываются серьезными, связанными с деформацией личностного
развития.



2) Окружающие лица, обнаруживающие действия ребенка, постоянно
ругают его, не доводя воспитательные действия до завершения, невозлагают ответственность на ребенка и часто меняют свои требования:
то прощают, то неадекватно сильно наказывают за совершенные
поступки.

Противоречивости в оценке воровства не должно быть, иначе
ребенок воспринимает очередные попытки запрета как «обычные
нотации», исполнение которых не обязательно. У ребенка должны
быть четко сформированы ожидания того, что будет в дальнейшем
в аналогичных ситуациях. Должны быть четко сформированы определенные убеждения и оценки этих ситуаций.

 


 


IV. Методы оказания помощи ребенку в ситуации обнаружения
совершенного воровства.



Воспитателям, которые столкнулись с воровством детей, можно
порекомендовать следующее:



- Не разбирать поступок ребенка в присутствии большого числа людей,
поговорить с ребенком отдельно от пострадавшего.



- Сказать о чувствах пострадавшего, предложить поставить себя на его
место.



- Установить запрет на воровство. Указать возможные наказания и
социальное неодобрение (например, если узнают в классе о случившемся).



- Не наказывать ребенка. Если он уважает и любит воспитателей, то
отрицательные оценки воспринимаются ребенком уже как наказание.

«Плохие поступки» ребенка – реакция на действия взрослых, либо
поиск любви и понимания, либо признания его значимости, то чего
ему не хватает (особенно при заниженной самооценке).



- Выяснить характер отношения ребенка с другими детьми. Ребенок
может украсть в детском доме, с тем, чтобы добиться признания
одноклассников.



- Показать неотвратимость наказания и не читать при этом нравоучений.

Опираться при объяснении целесообразнее на реальные потребности, желания и
представления ребенка, а не призывать к абстрактному:
«как тебе не стыдно!»



- Не стремиться вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушать
психологической защиты ребенка. Ориентироваться необходимо не на собственное
желание наказать ребенка, а на основную задачу – воровство осуждается всеми и
приводит к ухудшению отношений, и не приводит к желаемым результатам.



Коррекционная работа требует оценить негативно не личность ребенка,
а поступок.



Если воспитатели реагируют на воровство ребенка угрозой лишения
его своей приязни и любви, то это может привести к ухудшению отношений.

Чаще всего в основе воровства лежит нарушение взаимоотношений с родителями,
воспитателями и другими значимыми лицами,
недостаток внимания к ребенку и даже неприятие его.



- Оказание ребенку эмоциональной поддержки. Обнаружение воровства приводит к
тому, что ребенок чувствует себя незащищенным. В
некоторых ситуациях, при определенном направлении беседы с ребенком, будут
эффективны фразы типа: «я тебя люблю, но мне не
приятно то, что ты сделал».



- Дать возможность ребенку принять самостоятельное решение. Эффективность
длительной нотации будет не очень высока.

Необходимо начать с изложения основных посылок:
воровство наказывается, необходимо исправить то, что сделано.

А затем предложить ребенку поразмышлять, как лучше достичь цели,
которую он преследовал: купить дорогу вещь или купить дружбу в классе.

Эффективнее говорить с ребенком на позициях Взрослый – Взрослый.



- Необходимо выяснить причину, которая побудила ребенка совершить воровство и
вместе с ребенком выработать иные пути достижения цели.

 


 


V. Психологическая коррекция воровства.



Воровство – это «несамостоятельное явление», чаще всего оно представляет собой
проявление каких-то посторонних причин. Работа воспитателя осуществляется в
одном из двух направление, в зависимости от конкретного случая:



- передача ребенку необходимых сведений о
социальной оценке воровства;



- оказание ребенку помощи в решении личных проблем, привлекая к работе
психолога.



Первая задача решается достатачно легко и ограничивается предоставлением ребенку
определенных сведений.

Вторая задача является более сложной, т. к. связана с личностными проблемами,
которые приводят не только к воровству, но и многим

другим девиациям и нарушениям психологического развития ребенка.



Различные личностные проблемы порождаю как «беспредельное воровство», так и
«завистливое воровство». Дети воруют не потому,
что хотят иметь какую-то конкретную вещь, а по причине личного порядка: чувства
одиночества, чувства покинутости и т. п. Однако не все дети обеспечены в
достаточной мере в материальном плане, чтобы купить то, что им нравится, тем
более в детском доме. Итак, создается фрустрирующая ситуация: хочу иметь - не
могу иметь. Выход из этой ситуации обепечивается системой личностной
саморегулции.



Если ребенок не получает достаточно внимания и любви, ощущает одиночество и
заброшенность, то это существенно ослабляет возможность его личностной
саморегуляции.

В целом, здесь проявляется та же необходимость оказания ребенку поддержки,
выражения любви и одобрения ему, помощи в приобретении
навыков выхода из критической ситуации.


  

 

© Медицинский центр «Антикас»
191119, г. С-Петербург, Свечной пер, 15/48
Телефон/факс: (812) 764-4518, 764-6711