.
.

<<<
назад


Как можно оказать психологическую помощь
ребенку в условиях детского дома.



    Приведу несколько  совершенно разных случаев краткосрочной
позитивной психотерапии. И возраст детей разный, и проблемы, с которыми
обращались воспитатели, были разные. Общее в представленных случаях было то, что
применялась, так называемая «терапия, ориентированная на решение».

     Как и в случаях с домашними детьми, как правило, к психологу обращается
взрослый. Он видит проблему ребенка и хочет, чтобы она быстрее ушла. Задача
психолога – расположить ребенка к себе и пригласить к совместной деятельности,
чтобы он избавился  от проблемы.



                     Случай первый. Девочка А., 10 лет
     Обратился педагог по поводу повышенной тревожности девочки и ее
неуверенного поведения у доски. Знакомство начали с рисования. Рисование ценно
тем, что дает возможность детям полнее выразить себя невербально – ведь
вербальная система
коммуникации у них развита недостаточно, тем более у детей – воспитанников
детских домов. Кроме того, рисование помогает детям отреагировать свои эмоции.
Они выплескивают страх и агрессию на бумагу, дают волю своей фантазии, потому
что нарисованное – это, в какой-то мере, сбывшееся! Рисование – это и средство
развития. Оно помогает ребенку разобраться в своих переживаниях. Тревога
выплескивается на бумагу. Интересен цветовой анализ рисунка.
     При сильном напряжении и тревоге цветность снижается вплоть до полного ее
отсутствия. При страхе и чувстве одиночества ребенок рисует себя черным цветом.
Изображение кого-либо из членов семьи или знакомых красной краской, говорит о
том, что данный человек вызывает состояние возбуждения. При хорошем отношении –
это чувство радости, при плохом отношении – показатель агрессивности и тревоги.
О симпатиях (идентификации) ребенка к кому-либо изображенных
на рисунке говорит одинаковая раскраска  себя и того человека. Изображение
кого-либо в синем цвете выражает любовь и привязанность к  нему.
       Девочку предположительно должны были удочерить. Поэтому я попросила ее
нарисовать рисунок: «Моя будущая
семья». И тут А. задает вопрос: «Какую семью рисовать, в России или в Америке?»

- А какую семью ты хочешь изобразить?
- американскую, я жила летом в Америке семье, и мне очень понравились  мои
будущие мама, папа и сестра. Понравился их дом.
- А в России? - Я очень не хочу жить с той тетей.
И вот как раз эта неопределенность в своей судьбе вызывала у А. тревогу, вела к
неусидчивости и невнимательности на уроках. Страх выходить к доске и отвечать
громко был всегда.
Итак, она нарисовала американскую семью и себя. Рисунок был радостный, приемная
мама и К. –обе в синих платьях - собирали на поляне цветы, а приемный папа с
будущей сестрой играли в мяч.
Когда А. закончила этот рисунок, она была  радостна и возбуждена, и одновременно
успокоилась: она для себя сделала выбор. Затем легко нарисовала свой портрет и
мой. Таким образом, я сняла тревогу А. на мой счет – я была ей мало знакома. И
тогда только стал возможен разговор о том, что девочку пугает и тревожит.
Выяснилось, что А. боится темноты и пауков.
- Ты хочешь быть смелой? Перестать бояться? - Да. - А зачем тебе это нужно?
- Чтобы надо мной не смеялись, не пугали. Хочу быть сильной! (Выявляла
внутреннюю мотивацию)
- А что ты будешь чувствовать, когда перестанешь бояться?
- Я очень обрадуюсь, и мне будет легко и весело! Буду прыгать и летать!
И мы шаг за шагом стали преодолевать страх темноты с  помощью «терапии
поведением» (Автор Михаил Покрасс). Сначала за руку входили в полутемную
сенсорную комнату, потом в темную, а затем А. то же самое повторяла
самостоятельно. Успех подкреплялся похвалой и возможностью поиграть, как ей
хотелось. Для закрепления успеха упражнение повторяли в течение нескольких
встреч. В итоге девочка очень мужественно преодолела страх темноты. От дрожащего
страха А. пришла к полному восторгу победы над ним! Прошел год. А. по-прежнему
 не боится темноты!
     Со страхом пауков мы поступили аналогично. Сначала я выясняла, зачем А.
хочет перестать бояться пауков, и как она будет чувствовать себя, когда
справится с этим страхом. Получив ответ: «меня перестанут пугать и унижать, я
почувствую себя смелой и свободной» - Мы приступили к работе. Просьбу нарисовать
паука А. отвергла, сказала, что не может, потому что боится. Тогда я пошла
окольным путем, предложив нарисовать просто «Страх». А., подумав, согласилась.
Рисунок представлял собой полностью густо заштрихованный черным лист формата А4.
Спросила: «Тебе стало легче?» -  К. ответила утвердительно.
- Рисунок разорвем, уничтожим или оставим?» - Оставим.

- Рисунок у меня оставим или ты его заберешь? - У Вас пусть будет (он до сих пор
 хранится у меня) И только после этого А. нарисовала малюсенького, с точку,
паучка. Обрадовалась информации, что наши пауки не опасны, не ядовиты.
Нарисовала паука покрупнее и уже на природе, затем еще крупнее.
 Так медленно, но верно, мы изжили и этот страх.

      У девочки еще оставался страх ответа у доски. Выяснилось: А. боится, что
одноклассники будут над ней смеяться, если она ответит
не правильно. Спросила у А., сколько она хочет закончить классов. Пошутила,
показав, что она, как заяц, все эти годы будет дрожать у доски. Привела примеры,
как все могут ошибаться, и взрослые в том числе – не исключение. Фраза «не
ошибается только тот, кто ничего не делает» ее удивила и озадачила. И мы решили
действовать!
А. вспоминала свои успешные ответы у доски, выступления на сцене, свои чувства и
ощущения при похвале учителя и аплодисментах
из зала (Автор методики Максвелл Мольц). Сначала она играла
роль учителя, а я отвечала у доски, потом поменялись ролями.
Договорились, что один раз в день в течение недели она будет вызываться отвечать
у доски, именно один раз и тот предмет, в 
знаниях которого была уверена. Это важно! Всего один раз из 5-6 уроков!
Получилось.
         Все ее страхи (кроме боязни пауков) были скорее тревогой. И мы
успешно справились вдвоем. Одна бы я ничего не смогла сделать.
Иногда А. и сейчас приходит ко мне попрыгать в сенсорную комнату.
                

                     Случай второй. Мальчик С., 12 лет.
       Воспитатели пожаловались на плохое поведение, отказы делать домашние
задания, мыться, убирать за собой, плохой подъем утром.
Идти ко мне мальчик отказался. Тогда пошла другим путем.
Сначала попросила описать хорошие качества С., причем каждого
педагога. Затем предложила каждой в свою смену ежедневно записывать  все хорошие
поступки С. за день, а также хвалить его не менее пяти раз
в день (иногда даже искать, за что похвалить!) и себя хвалить тоже
пять раз в день. Ну, и записывать «плохие поступки» на этом же листе. Лист
предлагалось расчертить пополам: одна колонка – плюсы, другая –
минусы. Встречаться для обсуждения договорились в конце недели.
Для налаживания взаимоотношений понадобилось две недели.
Периодически повторяем.                         
 
                     Случай третий. Мальчик В., 14 лет.
Нужно было исправить двойку по физике за невыученный урок.
Предстояла контрольная. Мальчик готовился, тему знал, но не
был уверен в собственных силах. Тема нашей встречи была «Целеполагание будущей 
жизни».  В. хочет быть менеджером, и необходимо было научить его справляться с
трудностями, ориентироваться на успех. Начали с малой цели: получить хорошую
оценку за контрольную по физике. Он хотел «пять», но говорил, что на «четыре» -
знает.
Опять, как в первом случае, вспоминали успешно написанные контрольные работы и
другие его  достижения. В. с моей помощью представлял
«пять» за «контрольную», как его будут хвалить, причем разные люди.

Все вспомнить и успокоиться поможет тибетская мудра «Спокойствие
Ума». Поза:  «Сесть, как в первом классе прямо и руки положить одна
 поверх другой перед собой, пальцы каждой кисти соединены. Затем следует сделать
три-четыре медленных вдоха и выдоха». И можно приступать к выполнению задания.
В. получил «пять».
                Такие разные характеры и возраст у детей,  разные поводы
обращения были представлены  в данной статье. И, подводя
итоги, с уверенностью можно сказать, что «терапия, ориентированная на решение» -
один из способов помочь адаптации детей из детских домов  в дальнейшей жизни,
помогает им ставить цели и достигать их, приходить к положительному результату.
Непременное условие этой терапии –
СОТРУДНИЧЕСТВО психолога и тех, кому нужна помощь.
 
          Список использованной литературы:
 
1.     Ахола , Фурман «Терапия ориентированная на решение»,СПб,2001
2.     М. Мольц «Я – это Я, или Как стать счастливым», М.,1994.
3.     М. Покрасс «Терапия поведением», Самара, Бахрах,1996
4.     «Руководство практического психолога. Под ред. И.Дубровиной», М.,
AkademiA, 1995
 

  

 

© Медицинский центр «Антикас»
191119, г. С-Петербург, Свечной пер, 15/48
Телефон/факс: (812) 764-4518, 764-6711